Публикации в газете «Северные Ведомости»

 

Для нефтяных асов нет нюансов

( о конкурсе профессионального мастерства)

   4 июля 2002 года в НГДУ «Комиарктикнефть»  Возейского месторождения  прошел конкурс профессионального мастерства среди операторов по добыче нефти и газа, которые  обслуживаниют скважины куста №2301. Один оператор здесь обслуживает  пять скважин. 4 июля   на объект прибыло сразу 12 представителей  этой ведущей нефтяной профессии. Строгое жюри намеревалось выявить лучших по профессии. Соискателям  этого звания  предстояло пройти через очень частое  сито отбора – теоретический  экзамен и выполнение практического задания.

   На конкурс пришли не новички, все они владели своей профессией в совершенстве, но при подведении итогов будет обращаться внимание на нюансы профессии. Жюри очень строго оценивало ответы конкурсантов на вопросы и задания, но оказывается это были только цветочки.

«Ягодки» наступили, когда к жюри присоединился  Эльдар Алияров,  главный инженер НГДУ «Комиарктикнефть». Экзамен стал проводится  по очень строгим правилам. Одного участника дотошный Эльдар Гусейнович  допрашивал полчаса. И на одном вопросе все-таки завалил: оператор неправильно  назвал должность Алиярова. Строгое жюри в итоге допустило к конкурсу из 12 участников только  пятерых.

Выполнение практического задания прошло очень быстро. Не потому, что участников осталось очень мало. Скорость выполнения  операции тоже учитывалась. А еще баллы участникам добавлялись по таким критериям, как находчивость, изобретательность, применение передовых приемов. А за такие ляпы, как пропуски  операций, грубые нарушения  техники безопасности «карали» снятием баллов…

Ну, а насчет придирчивости жюри – так ее не было. Просто, как объяснил Эльдар Гусейнович, операторы должны владеть своей профессией в совершенстве.

(Газета «Северные ведомости» №28 от 12 июля 2002 г. )

О строительстве новой насосной  станции внешней перекачки нефти на н/п Харьяга — Головные сооружения

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

В 2003 году Э.Г. Алияров трудился  в ООО «Лукойл – Коми» начальником  управления по перекачке  нефти ТПП «Усинск–Нефтегаз». Именно при его непосредственном участии и под его руководством была построена новая насосная станция внешней перекачки нефти на участке трубопровода Харьяга – Головные сооружения. Станция стала своего подарком для нефтедобывающих предприятий, работающих на этой трубопроводной системе, поскольку увеличивает пропускную способность трубопровода. А учитывая пользу и масштабы этого объекта, сметная стоимость которого 150 млн. рублей – подарок немалый. Насосная станция внешней перекачки нефти – один из основных объектов в системе сбора, подготовки и транспортировки сырья, в которую, помимо трубопроводов, входят установка предварительного сброса воды на Харьягинском   месторождении (УПСВ) и строящаяся установка подготовки нефти (УПН) «Уса». Эльдар Гусейнович так отзывался об этой насосной станции: «Этот объект позволит и ООО «Лукойл-Коми», и другим недропользователям  работать в стабильном режиме, поскольку  он способен выполнить главную задачу – снизить давление в трубопроводе до оптимального. А это влечет за собой увеличение пропускной способности трубопровода и повышение надежности работы всей системы.

Новая станция спустя какое-то время позволила полностью заменить ДНС «Северный Возей», которая уже не справлялась со своей задачей. Более 12 лет ее эксплуатации сделали свое дело – объект стали называть аварийным и опасным. За это время ДНС устарела и морально, и физически, технологическое оборудование порядком износилось, обветшали фундаменты маломощных насосных агрегатов. Во время работы насосов появилась вибрация. Капитального ремонта станции за время эксплуатации никто не производил. Старое оборудование не справлялось с растущим давлением в трубопроводе. А с давлением шутки плохи: каждый лишний его килограмм  увеличивает риск разгерметизации трубы, и тогда был бы неизбежен разлив нефти, что принесло бы огромный ущерб для экологии Крайнего Севера.

IMG_1657Эльдар Гусейнович, прекрасно понимая острую необходимость в скорейшем пуске новой насосной станции, приложил немало усилий к завершению работ по пуску ее в эксплуатацию, не жалея для этого ни сил, ни времени. Он никогда не упускал из поля зрения этот важнейший объект, держал под постоянным контролем ход строительства. Понимая, как важны и нужны 8 новейших агрегатов, установленных на ней, блоки фильтров, регуляторов давления, резервуарный парк и сепарационные емкости. Последние, кстати, позволяли производить дополнительную очистку углеводородного сырья, а резервуарный парк способен на время «приютить» нефть из трубопровода, если произойдет сбой в работе станции.

Э.Г. Алияров был убежден, что новый объект с течением времени полностью заменит ДНС «Северный Возей». Так и получилось, как только  убедились, что  новый функционирует на должном уровне. Примечательно, что и расположение новой станции внешней перекачки нефти было выбрано не случайно, а это играет не последнюю роль. Находится она как раз посередине трубопровода, что позволяет всем объектам, связанным с этой системой, работать без сбоев. Если раньше некоторые объекты, например, КСП-74, «задыхались» — не могли производить в нормальном режиме перекачку нефти из-за малейшего повышения давления, то теперь, как  не  раз убеждался Эльдар Гусейнович и его коллеги, это исключено.

Немаловажен и тот факт, что новый объект – второй после УПСВ на Харьяге по уровню автоматизации и компьютеризации. Теперь его могли обслуживать два машиниста технологической установки, а все параметры контролировались через компьютер. И если на старой ДНС много времени приходилось тратить на обход и осмотр врезок, то сейчас их состояние и малейшие изменения давления, других параметров сразу отражаются на мониторе. Это позволяет  и время экономить, и более  оперативно выполнять работу, повышая ее эффективность. Сами же машинисты, перешедшие трудиться на насосную станцию с ДНС «Северный Возей», с большим увлечением осваивали методы новой работы, привыкали  к новому режиму, досконально изучали возможности системы, с большим интересом осваивали новую технологию работы. Важно, что следить за всеми процессами, ничего не упустить можно с помощью компьютеров. Это делало и более безопасным и более продуктивным   их  труд. Теперь они работали, а не боялись, что в какой-то момент все может рухнуть.

Эльдар Гусейнович  Алияров, как и все руководство «Лукойл-Коми»,  всегда ставил во главу угла главный принцип и основной пункт политики – делать не только  нефтедобычу более  эффективной, но и создавать максимально комфортные  условия труда нефтяников.

 

(Газета «Северные Ведомости» №19 от 16 мая 2003 г.)

 

Всю нефть, добываемую на  европейском Заполярье, теперь без задержек можно отправлять потребителям.

     IMG_1680Эта возможность появилась после проведения реконструкции главной нефтяной артерии – трубопровода Харьяга – Уса. Здесь на участке протяженностью 23 км – от Харьяги до блок-бокса №4 – ранее эксплуатируемая труба диаметром  325 мм заменена на более широкую, диаметром 530 мм. В полтора раза нефтяная река раздвинула берега. Это позволило увеличить мощности прокачки извлекаемого сырья. И, что немаловажно, сведен риск аварийности. Дело в том, что прежняя труба эксплуатировалась больше 10 лет, что, безусловно, привело к износу металла. А потому малейшее повышение давления  в металлическом сосуде могло привести к прорыву с более чем серьезными последствиями. В Усинске этому никому разъяснять не надо. Авария на другом  трубопроводе, происшедшая в 1994 году, принесла  приполярному городу всемирную «известность», обеспечила место в Книге рекордов Гиннеса, а ликвидация последствия ведется до сих пор.

— Мы не могли рисковать, увеличивая нагрузку на трубу, — разъясняет начальник управления по транспортировке и сдаче нефти ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Эльдар Алияров, — ограничивали не только сторонних недропользователей, но и своих нефтедобытчиков регламентировали.

Следует пояснить насчет «своих» и «сторонних». Собственник трубопровода Харьяга – Уса (протяженность 158 км) ООО «ЛУКОЙЛ- Коми». Но  помимо цехов территориального производственного предприятия ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» трубой пользуются еще шесть предприятий. Все они периодически испытывали «давление» трубы. В том смысле, что из-за недостаточной пропускной способности нефтепровода были ограничены в объемах отправляемого потребителям сырья.

Кое для кого эти меры стали поводом  обвинить хозяев трубы в дискриминационном подходе: мол, свою нефть качают, а других к трубе не подпускают.

IMG_1682— Никто никого не стремился обижать, тем более ущемлять – твердо заявляет Э, Алияров,- более того, мы материально заинтересованы иметь сторонних заказчиков, которые оплачивают нам услуги по транспортировке нефти. И не в последнюю очередь учитывалось присутствие в регионе  других недропользователей, когда принималось решение о наращивании мощностей по перекачке нефти с месторождений  в транспортную магистраль.

К этим словам начальника Управления Эльдара Гусейновича Алиярова можно добавить то, что ООО «ЛУКОЙЛ- Коми», взяв на себя реконструкцию трубопровода, пошло на затраты. И немалые. Это и затраты и на проектные работы, который выполнил институт «ПечорНИПИнефть», оплата работы подрядчика –оплата работы подрядчика ЗАО «АНК», покупка материалов. Все это вылилось в огромную сумму. Такие расходы просто не по карману некоторым «обидчивым» компаниям. Но кто платит, то, как известно, и музыку заказывает. «Соло» на трубе в исполнении ООО «ЛУКОЙЛ- Коми» — это, прежде всего обеспечение транспортировки нефти в требуемых объемах и с полной гарантией экологической безопасности.

Для этого в апреле нынешнего года была создана новая структура – Управление по транспортировке и сдаче нефти. Это подразделение – единственно в ОАО «ЛУКОЙЛ». Задачи и цели его определены уже в названии. Можно только уточнить, что в задачи Управления входит транспортировать уже подготовленную нефть. Потому одна из обязанностей – следить за качеством нефти, поступающей с месторождения в трубу, затем, чтобы она соответствовала товарным кондициям. Поэтому метрологическая служба Управления отслеживает и контролирует всех, кто пользуется трубой. При этом, по идее, не должно возникать сколько-нибудь серьезных  трений и конфликтов. Отношения между хозяевами трубы и предприятиями – сдатчиками нефти регулирует договор.

По этому договору сторона, предоставляющая услуги, т. е. ООО «ЛУКОЙЛ- Коми»  совсем  не заинтересована чинить препятствия своим партнерам. А вот в надежной работе  трубопроводного хозяйства заинтересована безусловно. Для этих целей не жалеют средств. Строятся новые объекты, реконструируются старые. Запуск внешней перекачки в районе ДНС-7 позволил снять давление в начале нефтепровода Харьяга-Уса. Это будет обеспечивать нормальный, без перегрузок, режим работы трубы.

Большие надежды возлагаются на пуск терминала «Уса». Оборудование этого объекта позволит владеть полной информацией о качестве сдаваемой нефти, доводить ее до товарных кондиций без помощи нынешнего посредника ЗАО «Минерал –М – Сервис» и сдавать продукцию непосредственно в магистральный трубопровод «Транснефти».

Тут опять появляется повод обвинить «ЛУКОЙЛ – Коми» в монополизме. В трубе нуждаются многие, а владеет один. Не любим мы монополистов. Но и поговорку про  семь нянек, у которых дитя без глаза, тоже ведь мы придумали. Не от хорошей жизни.

 

(Газета «Северные Ведомости» №29 (141) от 25 июля 2003 г.)

 

                            К 5-ЛЕТИЮ РАБОТЫ «ЛУКОЙЛА» в Республике Коми

                                   НА «БУРАННОМ ПОЛУСТАНКЕ»

( О НСВП  на Возее)

IMG_1665Насосная станция внешней перекачки нефти (НСВП), вошедшая в строй год назад (2003 г), расположена примерно на середине нефтепровода Харьяга-Уса, в 74 км от Головных сооружений. Стоит она одиноко среди тундры, и потому, особенно в зимнее время, хочется сравнить ее с  литературным «буранным полустанком». Необходимость этого объекта и именно в этом месте более чем оправдана. По трубе Харьяга –Уса транспортируется нефть, добываемая всеми предприятиями, работающими  на просторах Тимано- Печоры. Прибывает этот ценный груз на терминал «Уса»  и уже оттуда следует в магистраль «Транснефти», а через нее – к потребителям. Так вот, чтобы добытчики могли все извлеченное из северных недр ценное сырье без задержек отправлять, а потребители в срок и бесперебойно его получать, нефть должна «бежать» по трубе достаточно быстро. Скорость движению этого жидкого груза придают насосами. Раньше роль «толкача»  играла ДНС-7, которая расположена от конечной (терминала) в более, чем сотне километрах. Эксплуатируемая в течение 12 лет без ремонтов, ДНС-7 работала на пределе своих мощностей, которые оставались прежними, а объемы нефти росли. Вместе с ним возрастал риск не только остановки в работе нефтедобытчиков, но и опасность аварии на трубе из-за ее перегрузки.

Необходимость строительства новой, более мощной станции перекачки на нефтепроводе была более, чем очевидна. Но также было очевидно то, что построить  столь дорогостоящий объект (150 млн. рублей) было не по карману  действующим в Тимано-Печоре нефтедобывающим предприятиям. Такое мог себе позволить лишь очень солидный инвестор. Им и стала пришедшая в регион Компания «ЛУКОЙЛ».

МЕСТА В ТРУБЕ ХВАТИТ ВСЕМ

Системе сбора нефти с месторождений, транспортировке ее и подготовке до товарных кондиций  в Компании придают ключевое значение. В отличие от других добывающих предприятий,в «ЛУКОЙЛЕ» располагают средствами, чтобы такую систему эксплуатировать на достойном уровне. Что «ЛУКОЙЛ» и продемонстрировал с самого начала своей деятельности в нашем регионе. Тогда развернулось масштабное строительство объектов системы. Это и установка предварительного сброса воды  на Харьяге (самый «исток нефтяной реки»), и реконструкция  нефтепровода  Харьяга — Уса , и уже названная станция внешней перекачки, и установка подготовки нефти на Усинском месторождении, и , наконец, терминал «Уса», своеобразный склад готовой продукции, которую отправляют потребителям.

Учитывая сложность объектов, их технологическую новизну  (в «ЛУКОЙЛЕ» всегда ориентируются на самые высокие стандарты) они были выполнены в самые сжатые сроки, и при этом не была приостановлена добыча и транспортировка нефти ни в одной компании, которая «зависела» от трубы. И теперь есть полная гарантия, что вся добытая нефть дойдет до своего адресата вовремя. Можно наращивать объемы ее добычи, не опасаясь ограничений в транспортировке.

— С вводом станции внешней перекачки на Возее пропускная способность трубопровода возросла с 7 до 12 млн. т нефти в год,- такую убедительную информацию дает начальник Управления по транспортировке и сдачи нефти ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»  Эльдар Алияров. —  Есть возможность довести эту цифру до 14 млн. т. Так что добытчики пусть не беспокоятся. Все, кого мы обслуживаем, могут еще увеличивать объемы добычи нефти.

Эти слова, безусловно, вселяют оптимизм в руководство тех компаний, которые наряду с  добывающими цехами ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» также прокачивают свою нефть через новую станцию. Вернее, им обеспечивают прокачку.

Уверенность Алиярова в том, что станция  перекачки «не подкачает», держится не только на современнейшем оборудовании, но и на работе тех людей, которые его обслуживают…

Персонал хороший подобрался, — удовлетворенно констатирует Алияров. – Совсем юных нет, стариков –тоже. У тех, кто сейчас обслуживает станцию, за плечами солидный опыт, но это не мешает им осваивать новое. Последнему придается особое значение…

(Газета «Северные Ведомости» № 21 (184)от 28 мая 2004 г.)

 

Всю нефть, добываемую на  европейском Заполярье, теперь без задержек можно отправлять потребителям

     Эта возможность появилась после проведения реконструкции главной нефтяной артерии – трубопровода Харьяга – Уса. Здесь на участке протяженностью 23 км – от Харьяги до блок-бокса №4 – ранее эксплуатируемая труба диаметром  325 мм заменена на более широкую, диаметром 530 мм. В полтора раза нефтяная река раздвинула берега. Это позволило увеличить мощности прокачки извлекаемого сырья. И, что немаловажно, сведен риск аварийности. Дело в том, что прежняя труба эксплуатировалась больше 10 лет, что, безусловно, привело к износу металла. А потому малейшее повышение давления  в металлическом сосуде могло привести к прорыву с более чем серьезными последствиями. В Усинске этому никому разъяснять не надо. Авария на другом  трубопроводе, происшедшая в 1994 году, принесла  приполярному городу всемирную «известность», обеспечила место в Книге рекордов Гиннеса, а ликвидация последствия ведется до сих пор.

— Мы не могли рисковать, увеличивая нагрузку на трубу, — разъясняет начальник управления по транспортировке и сдаче нефти ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Эльдар Алияров, — ограничивали не только сторонних недропользователей, но и своих нефтедобытчиков регламентировали.

Следует пояснить насчет «своих» и «сторонних». Собственник трубопровода Харьяга – Уса (протяженность 158 км) ООО «ЛУКОЙЛ- Коми». Но  помимо цехов территориального производственного предприятия ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» трубой пользуются еще шесть предприятий. Все они периодически испытывали «давление» трубы. В том смысле, что из-за недостаточной пропускной способности нефтепровода были ограничены в объемах отправляемого потребителям сырья.

Кое для кого эти меры стали поводом  обвинить хозяев трубы в дискриминационном подходе: мол, свою нефть качают, а других к трубе не подпускают.

— Никто никого не стремился обижать, тем более ущемлять – твердо заявляет Э, Алияров,- более того, мы материально заинтересованы иметь сторонних заказчиков, которые оплачивают нам услуги по транспортировке нефти. И не в последнюю очередь учитывалось присутствие в регионе  других недропользователей, когда принималось решение о наращивании мощностей по перекачке нефти с месторождений  в транспортную магистраль.

К этим словам начальника Управления Эльдара Гусейновича Алиярова можно добавить то, что ООО «ЛУКОЙЛ- Коми», взяв на себя реконструкцию трубопровода, пошло на затраты. И немалые. Это и затраты и на проектные работы, который выполнил институт «ПечорНИПИнефть», оплата работы подрядчика –оплата работы подрядчика ЗАО «АНК», покупка материалов. Все это вылилось в огромную сумму. Такие расходы просто не по карману некоторым «обидчивым» компаниям. Но кто платит, то, как известно, и музыку заказывает. «Соло» на трубе в исполнении ООО «ЛУКОЙЛ- Коми» — это, прежде всего обеспечение транспортировки нефти в требуемых объемах и с полной гарантией экологической безопасности.

Для этого в апреле нынешнего года была создана новая структура – Управление по транспортировке и сдаче нефти. Это подразделение – единственно в ОАО «ЛУКОЙЛ». Задачи и цели его определены уже в названии. Можно только уточнить, что в задачи Управления входит транспортировать уже подготовленную нефть. Потому одна из обязанностей – следить за качеством нефти, поступающей с месторождения в трубу, затем, чтобы она соответствовала товарным кондициям. Поэтому метрологическая служба Управления отслеживает и контролирует всех, кто пользуется трубой. При этом, по идее, не должно возникать сколько-нибудь серьезных  трений и конфликтов. Отношения между хозяевами трубы и предприятиями – сдатчиками нефти регулирует договор.

По этому договору сторона, предоставляющая услуги, т. е. ООО «ЛУКОЙЛ- Коми»  совсем  не заинтересована чинить препятствия своим партнерам. А вот в надежной работе  трубопроводного хозяйства заинтересована безусловно. Для этих целей не жалеют средств. Строятся новые объекты, реконструируются старые. Запуск внешней перекачки в районе ДНС-7 позволил снять давление в начале нефтепровода Харьяга-Уса. Это будет обеспечивать нормальный, без перегрузок, режим работы трубы.

Большие надежды возлагаются на пуск терминала «Уса». Оборудование этого объекта позволит владеть полной информацией о качестве сдаваемой нефти, доводить ее до товарных кондиций без помощи нынешнего посредника ЗАО «Минерал –М – Сервис» и сдавать продукцию непосредственно в магистральный трубопровод «Транснефти».

Тут опять появляется повод обвинить «ЛУКОЙЛ – Коми» в монополизме. В трубе нуждаются многие, а владеет один. Не любим мы монополистов. Но и поговорку про  семь нянек, у которых дитя без глаза, тоже ведь мы придумали. Не от хорошей жизни.

 

(Газета «Северные Ведомости» №29 (141) от 25 июля 2003 г.)

 

                                                            МЫ ВМЕСТЕ

ПОД ТАКИМ ДЕВИЗОМ ПРОШЛИ ТОРЖЕСТВА В УХТЕ И УСИНСКЕ

 

 В течение трех дней  на территории деятельности ООО «ЛУКОЙЛ – КОМИ» проходили торжества по случаю 80-летия нефтяной отрасли Республики Коми, 10-летия присутствия ОАО «ЛУКОЙЛ» в Тимано-Печоре  и Дня работников нефтяной и газовой  промышленности.

На этом празднике Глава Республики Коми Н. Торопов и заместитель полпреда  президента РФ в РК вручили государственные награды наиболее заслуженным усинцам. Так, медалью  ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени были награждены заместитель генерального директора  ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по геологии и разработке Андрей  Алабушин и заместитель директора ТПП «ЛУКОЙЛ – Усинскнефтегаз» по общим вопросам Эльдар Алияров.

(Газета «Северные  ведомости» №37 (458) от 11 сентября 2009 г.)

Эльдар - награждение

Добыча и подготовка нефти на Верхнем Возее
Интересно, а как ведется добыча и подготовка нефти на Верхнем Возее сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, мы выбрали себе в провожатые начальника ЦДНС КЦДНГ-6 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» Норика Делегевурьяна.Двадцать лет спустя...К слову, история создания установки началась в ноябре 1992 года, когда на российский рынок пришла компания «Флинт Канада Инк». А уже через год был заключен пятилетний договор на обустройство нефтегазовых месторождений с СП «КомиАрктикОйл». В течение последующих трех с половиной лет по договору с КАО были выполнены строительно-монтажные работы, включающие возведение нефтепроводов, газопроводов, водоводов, а также ЦДНС мощностью 3300 тонн нефти и 425 тысяч м3 газа в сутки.– Данное сооружение было полностью построено в соответствии с западными нормами проектирования и с использованием импортного оборудования, – рассказал Норик Делегевурьян. – Кстати, этот завод несколько лет работал в Канаде, затем его демонтировали и перевезли в Усинск.Когда на ЦДНС работали канадцы, установка называлась CPF (Central process facility) – что можно перевести как – Центральный технологический завод. Наверное, именно поэтому среди работников не прижилась аббревиатура ЦДНС. Ведь по рации проще произнести: «Пункт управления! Обход закончил, на заводе все в порядке…»

МИНИ-УПН

ЦДНС сегодня – один из основных объектов КЦДНГ-6 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз», где располагается установка по подготовке товарной нефти, газа и пластовой воды. Именно здесь «черное золото» доводится до товарных кондиций. Не зря ее начальник пошутил, сказав, что мы ехали на дожимную насосную станцию, а попали на УПН (установку подготовки нефти).

Как и несколько лет назад, на территории завода гостей встречает чистота, порядок и доброжелательный коллектив. Что интересно, на солидных площадях Центральной ДНС, где сосредоточено сложнейшее современное оборудование, трудятся считанные единицы персонала. Оказывается, оно предусматривает минимальное присутствие человека. Например, в дневную смену тут работают начальник установки, мастер, механик, технолог, слесарь, машинист технологических насосов, операторы пульта и ТУ. Для ДНС штатных единиц слишком много, а для УПН – мало.

– На заводе собирается нефтесодержащая жидкость с газофакторного Верхне-Возейского месторождения и двух залежей Возейского, – объясняет Норик Делегевурьян. – Далее – полный цикл подготовки нефти как на УПН. Сначала нефть с промысла попадает на узел дополнительных работ, где происходит ее смешение и направляется на узел предварительного отбора газа. Далее в несколько ступеней сепарации отделяются нефть, газ и вода. После компремирования и сероочистки товарный газ направляется в коммерческий водопровод ЦДНС-УГПЗ. Пластовая вода обрабатывается и вновь закачивается в пласт для поддержания в нем необходимого давления. Ну, а товарная нефть поступает в магистраль «Харьяга-Уса».

БЕЗ СБОЕВ

Двадцать лет спустя...Следует отметить, что на этой установке перерабатывается весь газ, который приходит не только с соседних месторождений с жидкостью. Несколько лет назад, в рамках программы по утилизации, была создана система сбора, соединяющая ДНС-2, ДНС-3, ДНС-8, КСП-56, КСП-74, УПН «Возей» и в целом – бывший ЦППН-2. Воздушное сырье с этих объектов проходит через систему подготовки ЦДНС и в товарном виде отправляется на УГПЗ. Строительство данной системы газопроводов стало чуть ли не единственной модернизацией, которая коснулась ЦДНС. Оборудование завода, произведенное в Канаде и Германии, работает как часы и двадцать лет спустя.

– Техническая оснащенность установки если не уникальная, то особенная, – говорит мастер ЦДНС Андрей Комаров. – В целом завод – это качество, производительность, минимальное техническое обслуживание, высокий срок службы и устойчивость к сероводороду при огромной наработке оборудования. Например, у наших компрессоров она самая высокая в «ЛУКОЙЛ-Коми» – более 60000 моточасов. Вся установка оборудована системой автоматизации, так что не требуется постоянного присутствия работников на объекте. Взять даже простые насосы, перекачивающие нефть в магистраль. Все они – с графитовыми торцевыми уплотнениями вместо сальников, которые могут «травить», вынуждая их часто менять, а при повышенном содержании сероводорода это недопустимо. Таким образом обеспечена долговечность работы и отсутствие утечек.

ОБУЧЕН, ЗНАЧИТ – ПРЕДУПРЕЖДЕН

Кстати, содержание сероводорода в нефти Верхне-Возейского месторождения – около двух процентов. Конечно, это не 13 объемных процентов опасного газа, которые добываются с «черным золотом» Баяндыского месторождения, однако специальные правила техники безопасности также требуются. Центральная ДНС – все-таки объект повышенной опасности, и на первом плане для ее персонала – соблюдение этих правил. Ничто не делается без оформления наряда-допуска, вводного инструктажа и личной подписи работника, удостоверяющей соблюдение требований. Персонал обучен, обеспечен средствами индивидуальной защиты: у каждого есть газосигнализатор, дыхательный аппарат и самоспасатель. Ежемесячно организовываются учения, согласно плану ликвидации аварийных ситуаций. Наш приезд как раз совпал с датой их проведения, и мы убедились, как слаженно действует аварийная бригада ЦДНС. Обычно имитируется чрезвычайная ситуация: пожар или разгерметизация нефтепровода. В этот раз сигнализация «сработала» на задымление в компрессорной. Аварийная бригада тут же приступила к действиям в пункте сбора – спасательное снаряжение, включая дыхательные аппараты, вмиг было надето, работники получили задание от оператора пульта управления и отправились на выяснение причины. Все проделано в считанные минуты, при обоюдном понимании и взаимной помощи.

В НАДЕЖНЫХ РУКАХ

Интересно прошел день в форпосте бывшего «КомиАрктикОйла», где мне удалось обследовать каждый уголок завода.

Двадцать лет спустя...

Выяснилось, что здесь каждый работник знает свое дело и не сдаст смену, не выполнив производственные задачи. Как скажет опытный автомобилист – хорошая машина сто лет будет на ходу, если за ней ухаживать. Так и здесь – завод перешел в руки крепкого хозяйственника и, как говорится, комментарии излишни. Однажды, на заре перехода совместного предприятия под крыло «ЛУКОЙЛа», в интервью с генеральным директором «КомиАрктикОйла» Евгением Лескиным корреспондент спросил: «Как работается под красно-белым флагом?» Он ответил, что «Этот флаг, несомненно, – лучшей в России вертикально-итегрированной нефтяной компании. Мы в равной степени готовы сегодня выполнять любые задачи, которые ставят перед нами ее менеджеры».

(С) Илья ГРИГОРЬЕВ. На снимках Василия ОСТАФИЧУКА: Н. Делегевурьян (слева) и оператор ТУ Эльдар Ахметов в Центральном пункте управления; аварийная бригада ЦДНС; слесарь Рустам Имамгаязов проверяет оборудование компрессорной; завод во всей красе

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.